Позвоните нам : +7 (495) 221-04-25
О ценочная деятельность - профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
В большинстве случаев необходимость проведения оценки объектов оценки аргументирована необходимостью соблюдения интереса сторон, участвующих в сделке. Другими словами оценка проводится в случае, когда преднамеренное повышение или понижение реальной стоимости объекта может повлечь за собой достаточно серьезные потери имущественных интересов какой-либо стороны.
Экспертиза отчетов об оценке необходима для проверки качества и достоверности выполненной оценщиком работы. Это гарантия того, что оценщик правильно определил рыночную стоимость объекта оценки, что работа проведена с соблюдением всех требований законодательства. Экспертиза отчета об оценке является неотъемлемой частью профессиональной оценочной практики.
Перечислим основные случаи, в которых обязательно проводить оценку с привлечением независимого оценщика:
- при приватизации;
- при передаче в доверительное управление;
- при передаче в аренду;
- при использовании в качестве предмета залога;
- при продаже или ином отчуждении объектов оценки;
- при переуступке долговых обязательств, связанных указанным имуществом;
- при передаче в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц,
- при национализации имущества;
- при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;
- при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;
- при выкупе или ином предусмотренном законодательством РФ изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;
- при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 N 92 сделка совершенная по цене, не соответствующей указанной в отчете оценщика величины оценки, может быть признана недействительной только в том случае, если обязательность величины стоимости объекта оценки установлена законом или иным нормативным актом (как например в п. 2 ст. 15 Закона об ООО, п. 3 ст. 34 и п. 3 ст. 75 Закона об АО, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах"). Если законом или иным нормативным актом установлено лишь обязательное привлечение независимого оценщика (как например в ст. 8 Закона об оценке), непривлечение независимого оценщика само по себе не является основанием для признания судом по мотивам нарушения требований закона сделки и акта государственного органа недействительными, решения должностного лица - незаконным, решения органа юридического лица - не имеющим юридической силы.
Основания для осуществления оценочной деятельности и условия ее осуществления в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции от 27 июля 2006 г):
Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики).
Основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки указанных в статье 5 настоящего Федерального закона объектов, заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор.
Оценщик обязан:
Юридическое лицо, которое намерено заключить с заказчиком договор на проведение оценки, обязано:
Саморегулируемой организацией оценщиков признается некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля оценочной деятельности, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков. Статус саморегулируемой организации оценщиков приобретается некоммерческой организацией в соответствии с положениями настоящей статьи с даты ее включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков.
Определение стоимости права собственности или иных прав (аренды, пользования и т.д.) производится в отношении зданий (отдельных и находящихся в составе производственных комплексов), офисных, складских и производственных помещений, земельных участков, сооружений (дорог, мостов, подъездных путей, резервуаров, ограждений и т.п.), жилых домов и квартир, а также все видов морских и речных судов, и воздушных транспортных средств.
Для определения стоимости зданий и сооружений также необходимы данные о физических размерах объекта и движимом имуществе, подлежащем оценке в составе объекта оценки.
Оценка машин и оборудования включает определение стоимости объектов движимого имущества - производственного и технологического оборудования, автомобилей, силовых агрегатов, офисного оборудования и прочих объектов, относящихся к движимому имуществу. При проведении экспертизы оценщик устанавливает стоимость рыночных объектов-аналогов, определяет износ и возможность получения доходов от использования или продажи оцениваемого объекта. Окончательная величина стоимости определяется на основании комплексного анализа перечисленных факторов.
Этот перечень может быть сокращен или расширен после детального ознакомления оценщика с заданием на оценку и перечнем оборудования.
Оценка результатов интеллектуальной деятельности и нематериальных активов включает:
После ознакомления оценщика с основными документами, учетом специфики объекта, цели и назначения оценки, может дополнительно понадобиться следующая информация:
Результатом проведения оценочных работ является отчет об оценке и сопроводительное письмо к нему.
Оценочная деятельность в Российской Федерации, под которой понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости, регулируется Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценке) (см. ст. 3 этого закона).
По общему правилу, закрепленному в ст. 9 Закона об оценке, основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки указанных в ст. 5 Закона об оценке объектов, заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа.
С учетом положений ст. 779 ГК РФ проведение оценки фактически является услугой, носящей возмездный характер, поэтому данный договор представляет собой разновидность договора возмездного оказания услуг (см. например постановления ФАС Уральского округа от 03.05.2011 N Ф09-1904/11, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2012 N 08АП-2915/12, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 N 19АП-1998/12, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2008 N 16АП-1984/08). Правовое регулирование договора на проведение оценки осуществляется в соответствии с главой 39 ГК РФ с особенностями, предусмотренными Законом об оценке. Исполнитель также обязан при осуществлении оценочной деятельности соблюдать федеральные стандарты оценки и стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.
Необходимость оценки имущества может возникнуть в различных ситуациях, например при изъятии имущества для государственных нужд, в целях определения налогооблагаемой базы в случае возникновения спора о ее величине, при разработке стратегических планов развития организации и т.д. К оценке имущества прибегают также при его отчуждении. По общему правилу, условия договора (в том числе стоимость отчуждаемого имущества) определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 424 ГК РФ). Поэтому привлечение независимого оценщика для определения рыночной или иной стоимости имущества, как правило, носит добровольный характер. В тех случаях, когда законодатель считает привлечение независимого оценщика обязательным, он прямо указывает на это в тексте закона.
По итогам проведения оценки должен быть составлен отчет об оценке.
Договор на проведение оценки объектов оценки, заключаемый в соответствии с нормами законодательства об оценочной деятельности, следует отличать от обычного договора возмездного оказания услуг, в соответствии с которым исполнитель должен оказать услуги по определению стоимости объектов с выдачей какого-либо заключения об их стоимости.
Законом об оценке регулируется деятельность, направленная на установление стоимости объектов в соответствии со стандартами оценочной деятельности. Кроме того, в ст. 10 Закона об оценке установлены обязательные требования к договору на проведение оценки, а в ст. 11 - требования, предъявляемые к отчету об оценке. Соответственно, если установление стоимости объекта осуществляется каким-либо иным образом, а заключенный с исполнителем договор, а также документ, составленный по итогам оказания услуг по этому договору, не будут соответствовать по своему содержанию всем требованиям, предъявляемым законом к договору на проведение оценки (ст. 10 Закона об оценке) и отчету об оценке (ст. 11 Закона об оценке), то оказываемые по такому договору услуги исполнителя не будут подпадать под действие законодательства об оценочной деятельности. В этом случае отношения сторон будут регулироваться главой 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг". Законодательству заключение такого договора не противоречит (см. например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.02.2011 N Ф03-9901/2010 по делу N А51-7984/2009). Однако, полученная таким образом оценка стоимости не будет считаться стоимостью, определенной независимым оценщиком в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности.
При наличии спора относительно юридической квалификации отношений между сторонами сделки суд будет оценивать договор исходя из его содержания и существа регулируемых им отношений (ст. 431 ГК РФ). Оценивая, подпадает ли договор под действие Закона об оценке, суд будет исходить не из его названия, а из смысла договора в целом, его цели, действительной общей воли сторон и всех обстоятельств его заключения.
Закон об оценке не регулирует вопросы изменения или расторжения договора, поэтому договор на проведение оценки может быть расторгнут или изменен по правилам, установленным в ст.ст. 450-453 ГК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных для договора возмездного оказания услуг (ст.ст. 779-783 ГК РФ).
Для договора на проведение оценки обязательными являются условия, установленные в ст. 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценке), а именно:
Объектом оценки согласно ст. 5 Закона об оценке могут быть:
Порядок описания объекта оценки в договоре законом не урегулирован. Как правило, в договоре указываются те же сведения, которые впоследствии обязательно включаются в отчет оценщика: количественные и качественные характеристики объекта оценки (сведения об имущественных правах, обременениях, связанных с объектом оценки, физических свойствах объекта оценки, износе, устареваниях) и элементов, входящих в состав объекта оценки, информация о текущем использовании объекта оценки и др. (см. ст. 11 Закона об оценке, пп. "е" п. 8 Федерального стандарта оценки N 3 "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)" (утв. приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254) (далее - ФСО N 3), пп. "в" п. 18 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утв. приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256 (далее - ФСО N 1). Описание объекта оценки иным способом, позволяющим провести его идентификацию, закону не противоречит. Так, например, ФАС Уральского округа в постановлении от 03.05.2011 N Ф09-1904/11 по делу N А60-21674/2010 указал, что определенный сторонами в договоре способ идентификации объекта оценки - путем передачи необходимых для оценки документов - не противоречит положениям ст. 432 ГК РФ, ст. 10 Закона об оценке.
В отношении условия о включении в договор вида стоимости имущества необходимо иметь в виду следующее. Федеральный стандарт оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утв. приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 255 (далее - ФСО N 2), в п. 5 выделяет четыре вида стоимости, используемые при осуществлении оценочной деятельности:
Если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных Законом об оценке или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов "действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и других (ст. 7 Закона об оценке). Таким образом, законодатель установил преимущество рыночной стоимости по сравнению с иными. На практике чаще всего также стремятся определить именно рыночную стоимость. Определение рыночной стоимости дано в ст. 3 Закона об оценке, п. 6 ФСО N 2.
При согласовании условия о вознаграждении следует учитывать, что размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки определяется по усмотрению сторон (п. 4 ст. 421 ГК РФ), однако он не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки (ст. 16 Закона об оценке).
Также отметим, что в соответствии с п. 16 ФСО N 1 договор на проведение оценки включает задание на оценку, обязательные требования к содержанию которого содержатся в п. 17 ФСО N 1.
Договор на проведение оценки заключается между заказчиком и исполнителем.
Заказчиком по договору на проведение оценки имущества, которое находится в частной собственности, может быть любое юридическое или физическое лицо. Законодательство об оценочной деятельности не содержит требования о наличии у заказчика права собственности на объект оценки, поэтому заказчиком оценки может выступать как собственник объекта оценки, так и любое другое лицо, заинтересованное в оценке указанного объекта (см, например, письмо Министерства экономического развития РФ от 08.11.2011 N Д06-5554). Однако заказчик должен обеспечить оценщику надлежащие условия для проведения оценки, в том числе при проведении обязательной оценки - полный доступ к документации, необходимой для осуществления этой оценки (ст. 14 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценке)).
В отношении оценки объектов, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, договор на проведение оценки от имени заказчика заключается лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами, если иное не установлено законодательством РФ (ст. 10 Закона об оценке).
В случае проведения государственной кадастровой оценки заказчиком работ по определению кадастровой стоимости является орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки (ст. 24.12 Закона об оценке).
Исполнителем по договору на проведение оценки может быть либо физическое лицо (оценщик), либо юридическое лицо, с которым оценщик заключил трудовой договор (ст. 9 Закона об оценке).
Таким образом, оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 Закона об оценке. В первом случае оценщик осуществляет оценочную деятельность как индивидуальный предприниматель (ст. 23 ГК РФ), во втором - как работник.
При этом следует помнить, что для осуществления деятельности, направленной на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости, необходимо, чтобы оценщики (как осуществляющие оценочную деятельность самостоятельно, так и работники юридического лица) были членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и их ответственность была застрахована в соответствии с требованиями Закона об оценке (ст. 4 Закона об оценке).
Для осуществления оценочной деятельности лицензии не требуется.
Информация подготовлена с использованием материалов информационной системы ГАРАНТ